Как избежать профессионального HR-выгорания?

Представляем вашему вниманию статью Георгия Чернова, бывшего HRD anywayanyday.com и руководителя Департамента HR-экспертизы портала superjob.ru, а ныне - бизнес-тренера. 



Я пишу это, и мой глаз начинает дергаться - я вспоминаю свои последние собеседования…Приходилось прятать под стол руки. Они дрожали. Я смотрел в глаза соискателю и думал только об одном - когда же он, собственно, покинет кабинет. Я составлял после собеседования описание соискателя, и все чаще ловил себя на том, что тот или иной казавшийся обязательным вопрос, я просто не задавал. Ну еще бы, когда я думал только о том, как бы поскорее все закончилось! 


Первые ласточки подобного кошмара пролетели над моей головой примерно за год до того, как я уволился. Впервые вы услышали эти слова давно - “эмоциональное выгорание”, “перегорел”, “сгорел на работе”... Если вы читаете эту статью - скорее всего либо те же самые вредные птички стали копошиться и в вашем саду, либо вы хотите знать, как избежать подобного. Расскажем.


Конечно, рекрутер и HR - это далеко не единственная работа с повышенным риском того, что в какой-то момент придется вывесить просушиваться на ближайшем суку ваши нервы. Но есть пара факторов, которые ставят нас в ситуацию повышенного риска, а именно:

 

1. Мы всюду должны. Если вы работаете рекрутером, то у вас есть обязательства перед вашим “товаром”. А именно - с одной стороны стоит клиентский сервис и определенные обязательства по отношению к нашему заказчику (внешнему или внутреннему), с другой - по отношению к соискателю. 

 

2. Зона неуверенности. Если вы занимаетесь подбором специалистов в колл-центр, то не слишком сложно тщательно изучить специфику их работы и в дальнейшем полностью уверенно чувствовать себя на интервью. Но если вы работаете на каком-либо специфичном рынке, вроде IT, инженерии или медицины, вы не сможете чувствовать себя на собеседовании максимально уверенно. Сознательно или неосознанно вы знаете, что большой объём информации, важной для работодателя, самостоятельно оценить вы просто не сможете.

 

3. Отношение к профессии. Печально, но факт - есть много онлайн-ресурсов, где соискатели и сочувствующие им не самым лестным образом проходятся по нашей с вами профессии. 

 

4. Перенагрузка. 15+ разноплановых вакансий в работе. По моим наблюдениям, причина подобного - это либо неадекватность вашего руководства, либо ваше отчаянное желание быть полезным(ой) и доказыв�ть свою нужность для компании, либо вы работаете в кадровом агентстве, тогда для вас это в порядке вещей.

 

5. Эмпатия и бюрократия. Если вы не первый год в профессии, то у вас, скорее всего, наметан глаз на человека. Либо вы в принципе являетесь человеком с развитой эмпатией. А вам нужно после собеседования заполнить табличку из 17 пунктов, описав почему человек нам подходит или не подходит. А вы в гробу видели табличку. Вы чувствуете, что не подходит, и все тут!

 

Ну что? Я задел вас какими-то пунктами? Замечательно!

 

А делать-то с этим всем что? Читаем дальше :)

 

1. Да, вы должны думать о клиентском сервисе. Если вы пообещали дать ответ в течение 5 дней - будьте любезны это исполнить. Если вы обещали своему заказчику предоставить аналитику по рынку до среды – аналогично. Но! Больше вы не должны ничего.


Вы не должны безоговорочно всем нравиться. Вы не должны думать о чувствах каждого отдельно взятого соискателя или заказчика. Сейчас, скорее всего, вы хотите сказать, что вы и так этого не делаете.

 

Да, вполне возможно, сознательно не думаете. Но каждое возмущение в телефонной трубке или в письме по чуть-чуть, но достает нас. Думаете, если вы не ответили заказчику в течение трех минут, то для него это невозможный стресс, или вы плохо делаете свою работу? Нет! Думаете, вы единственный рекрутер, который сегодня получил по почте килограммы возмущения от этого соискателя? Нет!

 

Вы не центр вселенной. Ваш заказчик занятой менеджер и у него повышенный уровень стресса, он срывается. Ваш соискатель в аналогичной ситуации, плюс работы нет. Вы тут ни при чем.

 

2. В уме, возможно, мы и понимаем, что это не наше дело, но на практике, когда нам каждый раз приходится кивать головой на интервью, на самом деле не понимая о чем точно идет речь… В общем, это не полезно для нервной системы. Я знаю 3 пути, которые помогут побороть эту причину стресса.

 

- уйти на неспецифичный рынок

 

- в начале интервью всегда предупреждать соискателя, что сейчас будет оцениваться только его психологический портрет, и вы не обладаете экспертизой в предметной области. Считаете это очевидным? То есть вы никогда не кивали головой, не понимая о чем идет речь? Вас никогда распалившийся соискатель не начинал поливать обилием технической информации? 

 

- пойти и хотя бы базово обучиться предметной области. Но, правда, не во всех сферах можно это сделать.

 

3. Представьте, что все женщины внезапно стали максимально корректны - каждому отвергнутому кавалеру дают на трех страницах подробный развернутый ответ о причине отказа. Рекомендуют его подругам. Никогда не игнорируют его звонки, даже если уже ему отказали. Думаете, тогда пропадут неадекватные мужики из разряда “Да она вообще меня не уважает!”. Не пропадут. Вы это знаете. Также и тут. Если речь не идет об откровенной халтуре со стороны HR, то в интернете отзывы пишут либо те, кого никуда не берут, у них, собственно, есть на это время, либо люди, которым так или иначе прищемили достоинство.

 

Я не слышал о том, чтобы адекватный человек тратил время на то, чтобы осуждать чужую профессию. Как же он тогда относится к своей, если так бездумно тратит время?

 

4. Видели, как в американских боевиках сержант кричит взводу, перед тем как выйти на задание: “Герои мне тут не нужны!”. Повторяйте это дома перед зеркалом. Вы, конечно, думаете, что может быть у себя в голове станете самым-самым HR, вас все будут ценить, или, что хуже, вы больше вообще не знаете, что еще делать в жизни, и для вас постоянный поток вакансий - это ваш персональный алкоголизм? Нужно ли мне говорить вам, что любой из этих вариантов пагубен и неверен?

 

Если вы уже так себя загоняете, то никогда не станете у себя в голове лучшим. Вы перфекционист. Вы всегда найдете косяки. Хуже того, вы можете начать срываться на других за то, что они не ценят вашей жертвенности. А кто вас просил об этом?

 

5. Мне тут недавно девушка-HR звонила, тренинг хотела пройти. Говорит, что работает 4 года, но все никак не может выйти на  следующий уровень оценки человека. После расспросов оказалось, что у нее хорошая статистика - много хороших кандидатов, но везде то и дело пишут о том, как сложно и какие новые техники появляются для оценки соискателей.


Пришлось сказать ей ужасную правду - нет ничего. Никакого следующего уровня и новых техник тоже нет. Вернее они есть, но только в рамках продажи очередного тренинга. Ты либо умеешь оценивать людей, либо это не твоя профессия. И неважно, каким образом ты это делаешь. Даже, если большая часть оценки завязана на интуиции, никто вокруг в этом не признается, потому что половина ведет тренинги, а половина их продает. А на самом деле, все, что есть в нашей профессии - это старая добрая эмпатия и простая логика в построении вопросов. Предлагают заполнять кучу бумажек и постоянно внедряют новые техники подбора? Скорее всего, ваш начальник не прочитал вовремя эту статью и у него сейчас стресс.

 

Что хочется сказать, подводя итоги…

 

Ребята, у вас чудесная, замечательная профессия, где можно и общаться с массой интересных людей, и принимать участие в профессиональных мероприятиях, и офисы у большинства удобные, и стулья мягкие. И начальство, каким бы оно ни было, но это все же не прапор в армии :).

 

Пожалуйста, не пропустите мимо сознания то, что я тут написал - это все ведь правда.Но самый лучший совет, что я могу вам дать - не играйте слишком много. Вы - это вы. Человек в первую очередь. Не HR, не рекрутер. Вы - Личность. Вспомните, что вы вообще из себя представляете. Если вы эмоционально перегорели, идите в отпуск. Нет, не завтра, не после закрытия вакансии. Сейчас. Моментально. Других вариантов нет. Если вы решаете начать что-то с завтрашнего дня, вы решаете не начинать это вовсе. 


blog comments powered by Disqus