Базовый чек-лист по написанию текста вакансии

Как привлечь лучшего, или просто толкового кандидата в компанию? Сегодня это целая наука. И как дорога в тысячу ли начинается с первого шага, так и поиск нужного нам сотрудника начинается с первого этапа - правильно написанной вакансии. Очень часто этот самый шаг может оказаться победным и финальным. 

Итак, проверьте, что вы делаете все правильно по нашему чек-листу. 




1. Структура вакансии 

Начнём с основы, а именно - структуры вакансии. Да, мы можем написать её как душа пожелает. Но всё-таки лучше ориентироваться на классический «скелет».

Структура вакансии выглядит так:

1. Компания

2. Предлагаемая позиция

- должность

- подчинение

- обязанности

      3.   Кандидат

            - образование

            - опыт работы, навыки, знания

            - личные качества

      4.   Условия работы

      5.   Компенсация/зарплата

      6.   Контактная информация.

Простая арифметика. Следуем дальше.


2. Живая самопрезентация компании

Стоит помнить, что поиск кандидата - это ни в коем случае не игра в один ворота («Нам требуется, и мы тут ставим условия!»). Идеально составленная вакансия – это всегда диалог, это самопрезентация самой компании. Мы должны показать себя с самых лучших сторон.

Для этого, во-первых, необходимо грамотно представиться – кто мы, как нас зовут. С какого года мы на рынке, наши достижения, кубки, золотые медали.

Во-вторых, важно обозначить все наши рабочие преимущества. Официальное трудоустройство, социальный пакет, белая заработная плата, премии, командировки за границу, конечно – коротко   рассказать про   корпоративную культуру. Иногда решающими становятся - демократичный стиль общения с руководством, планёрки не дольше одного часа, абонемент в фитнес-центр для сотрудников, оплата проездного на весь месяц. Иными словами, внимательно подходите к описанию своих «бонусов», как материальных, так и нематериальных, какой-то из них может стать решающим.


Мнение эксперта:


Екатерина Затонская

Директора по персоналу. Опыт в HR 13 лет. Последние 7 лет работает в компании по производству напитков.



Мне помогает быстрее закрыть вакансию четкое и подробное описание условий без «воды». Для рабочего, линейного персонала важно, например, получать бесплатные обеды, близость работы к месту проживания, график работы, возможность подработок и многое другое. Обязательно расскажите об этом.  Если это управленцы middle или top, важны другие преференции, расскажите о них. Например, для сотрудников top уровня вы предлагаете обслуживание по ДМС, или предоставляете в пользование без ограничений автомобиль бизнес-класса и прочее. Имеет также огромное значение, как будет описана вакансия, не пишите шаблонные фразы и формулировки, ваш текст должен выделяться, «цеплять» соискателя. 
Еще одна важная задача HR-менеджера - держать руку на «пульсе» и постоянно мониторить условия конкурентов, описывайте  важные и значимые  различия. Например, офис конкурента в труднодоступном месте. Укажите ваши преимущества, расположение офиса, доставку сотрудников к офису, наличие столовой или доставку бесплатных обедов. Ищите преимущества и активно делайте на них акцент.


3. Конкретика в описании позиции 

Прописывая позицию будьте конкретными. Чётко обозначьте должность, а также задачи сотрудника. Никакой расплывчатости и «неизвестного назначения». Мы же не хотим заполучить отклики от столь же «расплывчатых» соискателей? Если требуется владение специальными навыками, то не забываем их указывать в тексте вакансии. 


4. Четкость в описании компетенций 

Такая же чёткость требуется в описании компетенций кандидата. Важно задать рамки, чтобы не отвлекаться на ненужных кадров (и не беспокоить их самих). Например, опыт в руководящей должности - от 3-х лет. Знание разговорного испанского. Командировки 2-3 раза в месяц. Личный автотранспорт. Готовность к ненормированному рабочему графику. Принципиальные позиции должны быть обозначены сразу!


5. Зарплатная вилка

Очень важный пункт - зарплата. Нужно ли указывать её размер в самой вакансии? Всё зависит от конкретных условий вашей компании, но – желательно указать, как минимум «вилку». Это нужно, чтобы соискатель имел какое-то представление – какие «миллионы» его ждут, и стоит ли тратить на вас время (тем более, если у ваших конкурентов информация о зарплате всё-таки в открытом доступе). Добавим, что пробел в этой строчке заставляет кандидатов чаще всего пролистывать такую «тёмную» страничку. 


6. Стиль написания

Важный фактор вашего успеха – стиль написания вакансии. Она должна быть написана ясно, чётко, а главное – человеческим языком! От этого зависит – дочитают ли её до конца, вызовет ли ваша компания доверие, захочется ли иметь с ней дело.

Желательно свести к минимуму канцеляризмы – «требуется сотрудник с компетенциями для реализации». Избавиться от аббревиатур. А также крайне редко пользоваться словарём из так называемого «птичьего» языка – «креативный», «эксклюзивный», «элитный», и так далее. Тем более, все эти слова-схемы наводят туману, когда не совсем ясно, что же конкретно скрывается за словом – «эксклюзивно». С помощью простого живого слова вы намного успешнее достучитесь до слуха и сердца вашего соискателя.

Не стоит впадать и в другую крайность – излишнюю свободу изложения (чтобы уж точно обратить на себя внимание). Примеров такого самовыражения в сети сегодня достаточно – «ищем няшную секретаршу», «требуется сварщик-богатырь», «срочно нужен веб-дизайнер, который в диком восторге от новых технологий». Если начинаете играть – не переигрывайте.


Мнение эксперта:


Екатерина Быкова

В подборе персонала более 6 лет. Опыт внутреннего рекрутера в розничной компании, рекрутера в кадровом агентстве и консультанта по вопросам подбора персонала для собственников малого бизнеса.



Когда на "стандартный" текст вакансии мало откликов и я понимаю, что нужно скреативить и попасть "в яблочко" своей целевой аудитории, я обращаюсь к проективной методике, описанной в книге С. Бэрроу., Р. Мосли. "Лучшее из бренд-менеджмента - в работу с кадрами". 
Методика "Взгляд с лучший стороны"
1. Самое лучшее. Чтобы вы поместили в объявлении, чтобы рассказать о самом лучшем, что может предложить организация?
2. Герои. Кто разместится в зале славы вашей организации и почему? Кто герой этой вакансии? Вспомните лучших в этой должности. Почему они?
3. Величайшие хиты. Какие записи вы бы выбрали для составления альбома к праздничной вечеринке? (Основные достижения/курьезы в этой вакансии).
4. Идеальный день. Опишите идеальный рабочий день в этой должности.
Методика "Персонификация"
1. Личность. Если бы вакансию можно было бы представить, как отдельного человека, чтобы это был за человек? Потом уточнения - какую машину он водит? Что читает? (книги, Facebook или ВКонтакте) Где отдыхает?
2. Знаменитость. Какая известная личность подходит больше всего для этой вакансии? 
3. Стереотипы организации. Как бы вы описали работников, которые работают в вашей организации?
Ответив на все эти вопросы, вы соберете материал для нетривиального, запоминающегося и, самое главное, индивидуального описания вакансии. Помните, что продают детали. Расскажите, с каким руководителем придется работать кандидату; приведите несколько интересных фактов, подтверждающих, что у вас дружный коллектив; приложите к вакансии фото офиса или, пустующего и ждущего своего хозяина, рабочего места.

7. Оставляем контакты

Обязательно укажите в конце текста вакансии свои фамилию-имя-отчество, и контакты - телефон и электронную почту. Этот момент крайне важен - кандидат будет видеть за текстом конкретного человека. Поэтому - будьте открыты и доступны!


Подытожим:

- Уделяйте внимание структуре текста. Разбивайте его на абзацы, выделяйте пункты, избавляйтесь от «кирпичей».

- Объявление должно быть компактным, но информативным. Будьте ясны и лаконичны. Не перегружайте свои предложения мелочами. Избегайте прописных истин. 

- Когда текст вакансии готов - не спешите выкладывать его на сайт. Полезно дать ему отлежаться. Вернитесь к нему спустя несколько часов или даже на следующий день, чтобы оценить свежим критическим взглядом, и, возможно – почистить, убрать что-то лишнее, добавить новое. Также можно дать прочитать его своим коллегам и попросить оценить.

- После выкладывания предложения на сайт - проверьте, как оно выглядит на платформе. Нередко оказывается, что абзацы разбиты неправильно, а какие-то предложения обрываются на полуслове.

- Просматривайте и анализируйте предложения других компаний. Это позволяет перенимать полезный опыт, перехватывать инициативу, или принимать ответные меры на ход конём ваших конкурентов.

- Чтобы ваша вакансия была более доступной, желательно указывать в позиции на сайте несколько смежных    специальностей. Например, если мы ищем журналиста, то в позиции   прописываем – «Журналист», «Корреспондент» и «Редактор». Шансы найти нужного специалиста у вас увеличиваются втрое.

- Развивайтесь, изучайте рынок HR-сферы, новые технологии. Современный рекрутер, чтобы находить высокопрофессиональных сотрудников, должен сам быть первоклассным специалистом.

Удачи!

Хотите узнать, как продавать вакансию лучшим кандидатам? Подписывайтесь на нашу рассылку и мы пришлем запись вебинара на эту тему с презентацией спикера. 

Напоминаем, что на нашем ютуб-канале много полезных видео для рекрутеров и HR.  


blog comments powered by Disqus